История свадебного платья. Традиции и современность.
Свадебное платье невесты.
Свадебное платье - это визитная карточка невесты, можно даже сказать больше, что выбор платья - это целый свадебный ритуал. К которому подходят очень размеренно и основательно. Ведь в детстве практически каждая девочка, мечтала выйти замуж в роскошном свадебном белом платье. А выбор красивого свадебного платья – это один из важных этапов при подготовке к торжеству. Невеста в красивом свадебном платье всегда в центре внимания и ловит на себе восхищенные взгляды окружающих на свадьбе. А невесту в платье обсуждают все приглашенные гости: как на выглядит, как она смотрится в этом наряде. И выбор свадебного наряда может многое сказать о вкусе и стиле невесты.
Изначально свадебное платье невесты (костюм) на Руси было красного цвета. Да и в Руси красный цвет всегда был «красивым» цветом. В России же, обряд наряжать невесту в белое свадебное платье появился только в XIX веке, а в обиход вошел только к середине следующего столетия. До этого времени русские невесты на свадьбу одевали народный костюм. Разница между крестьянским и дворянским свадебными платьями состояла лишь в дороговизне и ценности материалов. Платье невесты из дворянского сословия было сшито из более дорогих тканей и украшено драгоценными камнями.
Белый же цвет, всегда в древности, считался цветом траура, а не цветом непорочности и чистоты. По утверждению психологов белый цвет был цветом Прошлого, цветом Памяти и цветом Забвения. Однако позднее, значение белого цвета приобрело другой смысл. И в наше время белый цвет символизирует радость и процветание, чистоту и невинность. Белый цвет, привлекает взгялд.
История белого свадебного платья.
В средневековье невесты на свадьбу одевали платье розового или голубого цвета. А история белого свадебного платье началась относительно не давно, по одной из версий: в 1840 году. Когда 10 февраля английская принцесса Виктория одела красивый белый наряд на свадьбу с герцогом Альбертом Саксен-Кобург-Готским и была так неотразима, что мода на белое платье стала повсеместной и после этого молодые девушки из высших слоев английского общества, стали подражать своей королеве и выходили замуж только в белых свадебных платьях. Есть же и другая версия возникновения белого цвета в платье на свадьбу. Что мода, на белый цвет, была введена еще раньше – при дворе Анной Австрийской, когда она вышла на свадебную церемонию в белоснежном платье. Это было так красиво, что все дамы высшего общества Франции, а впоследствии и Англии, Испании, Португалии стали брать пример с Анны. Затем к ним присоединился и простой люд. Яркий пример дорого белого платья был продемонстрирован в 1613 году, когда Елизавета Стюарт и подружки невесты были одеты в наряды из белой и серебристой ткани, с серебристым кружевом. Платье будущей королевы Богемии со шлейфом в серебристых кружевах и рукавами, украшенными бриллиантами, обошлось ее отцу, Якову I, в целое состояние. Она шла к алтарю с распущенными волосами и с золотой короной на голове.
В те времена, белое платье на свадьбу, не могли себе позволить обычные люди. И в первую очередь оно было признаком благосостояния в семье невесты. Только девушки с достатком, могли позволить купить себе свадебное платье, которое они наденут всего один раз в жизни - на свадебную церемонию. А многих невест даже смущал белый цвет платья, так как в те времена стирка была не простым занятием, а на белых одеждах очень хорошо видна любая грязь. Поэтому многие женщины выходили замуж в цветных свадебных платьях. Но богатые и высокопоставленные особы выбирали только белые свадебные платья, чтобы показать свой статус, достаток и следовать моде тех времен.
Во время войны роль белого свадебного платья опять сошла на нет. Но очередной взлет белого цвета пришелся на времена популярности Коко Шанель. Эта знаменитая женщина не только заново ввела в моду этот цвет в свадебном платье, но и изменила длину – сделав популярным свадебные платья длинной до колена с экстравагантным необычным шлейфом. А уже начиная с 50-х годов большинство звезд Голливуда, поддержав возобновившуюся моду на белый цвет, стали выходить замуж исключительно в белом свадебном наряде. В итоге белое свадебное платье опять стало популярным и на текущий момент уже окончательно утвердилась и превратилась в свадебную традицию.
В наши дни белый цвет далеко не единственный, который можно выбрать для Вашего свадебного платья. В зависимости от желания и настроения невесты, она может выбрать свадебное платье любого цвета и оттенка,. А выбор платья ничем не ограничен: начиная изысканными дизайнерскими платьями заканчивая неформальным нарядом. Ведь каждая девушка хочет быть уникальной и выразить свою яркую индивидуальность в торжественный свадебный день. Но, традиционным и наиболее часто применяемым для свадебного платья, остается белый цвет.
Свадебное платье на Руси.
Вернемся же от английских и французских королев к русским девушкам. В обычную русскую семью.
Простая девка на Руси шила свадебное платье себе сама. Обычно, пошив свадебного платье занимал несколько лет и требовал умения и усидчивости от ее создателя. А по красоте и умению вышивать уже, и судили, какая она будет хозяйка. Какой будет женой своему мужу - насколько эта девушка рукодельная. В зависимости от местности, где происходила свадьба, свадебным платьем была или рубашка с юбкой или сарафан яркого цвета (например, красного или зеленого). Наряд дополняли разноцветные ленты, струившиеся по спине и развивавшиеся при малейшем движении девушки. Ленты пришивались к шейному украшению - "обмотке и к особой головной повязке, называвшейся "красотой" или "волюшкой". "Красота" была символом девичьей жизни. В разных регионах Руси с "красотой" поступали по-разному: дарили жениху; передавали младшей сестре; могли передать лучшей подруге; разрывали на части и делили между всеми подружками невесты.
На протяжении всего русского свадебного обряда невеста несколько раз меняла праздничный наряд. Она была в разных платьях: на девичнике, на венчании, на свадебном пиру в доме жениха и на второй день свадьбы. На девичнике накануне свадьбы русская невеста появлялась в своем лучшем девичьем платье.
В свой день венчания на Руси невеста надевала особый наряд. В некоторых местностях невесте полагалось надеть две рубашки, одна из рубашек предназначалась для смертного ложа. Утром в день венчания жених через сваху или свою тетку посылал невесте "женихову шкатулку" с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.).
Получив подарок жениха, тетка или крестная мать невесты, так называемая "снарядиха", начинала одевать молодую к венцу. Свадебную обувь новобрачной обычно присылал жених. Тем самым он подчеркивал переходное положение невесты, которая уходила из отчего дома в дом жениха, чтобы всю оставшуюся жизнь идти с ним рядом. Обувал невесту особый "свадебный отрок", младший брат или другой близкий родственник девушки. На дворянской свадьбе для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчиков специально подбирали для этого. Они были одного роста, примерного одного типа внешности и в одинаковых одеждах.
На второй день свадьбы невеста выходила к гостям в новом свадебном наряде - в самом лучшем женском платье. Это могла быть пышная понева темного цвета, щедро украшенная орнаментом. К югу от Москвы поневы расшивались особым рисунком, похожим на языки пламени. На голову молодая жена надевала головной убор замужней женщины, а вокруг талии завязывала широкий тканый пояс.
На свадьбе, во времена древней Руси не обходились без примет. В подол невестиного платья втыкали несколько булавок - "от сглаза". В обувь же новобрачных клали монетку или несколько зерен пшеницы, или других злаков, чтобы молодая семья жила богато и у нее всегда был хороший урожай.
В качестве примера свадебного одеяния на Руси приведу цитату из романа Алексея Толстого «Петр I», где подробно описано, во что наряжали невесту в конце XVII века: «Все было по древнему чину. Невесту привезли с утра во дворец и стали одевать. Сенные девки, вымытые в бане, в казенных венцах и телогреях, пели, не смолкая. Под их песни боярыни и подружки накладывали на невесту легкую сорочку и чулки, красного шелка длинную рубаху с жемчужными запястьями, китайского шелка летник с просторными, до полу, рукавами, чудно вышитыми травами и зверями, на шею убранное алмазами, бобровое, во все плечи, ожерелье, им так стянули горло, – Евдокия едва не обмерла. Поверх летника – широкий опашень клюквенного сукна со ста двадцатью финифтяными пуговицами, еще поверх – подволоку, сребротканую, на легком меху, мантию, тяжело шитую жемчугом. Пальцы унизали перстнями, уши оттянули звенящими серьгами. Волосы причесали так туго, что невеста не могла моргнуть глазами, косу переплели множеством лент, на голову воздели высокий, в виде города, венец».
Петров Игорь, фотограф Москва и Балашиха, другие города РФ.